Пурга

Саhан шуурган

Простая история о классовом расслоении и жизни бедняков в дореволюционной Бурятии. Первая повесть в советской бурятской литературе.

Автор: Жигжаб Батоцыренов

Год: 1929

Жанр: повесть

О чём это?
В повести показана жизнь дореволюционного бурятского общества с точки зрения бедняка Цырена, семья которого страдает от холода и голода суровой зимой.

Как это написано?
Повесть «Пурга» написана в стилистике реализма. Суть этого литературного направления — в изображении закономерностей жизни общества и отдельного человека. Герои и ситуации в реализме должны быть типичными, то есть произведение рассказывает не о конкретном человеке и его уникальной судьбе, а о целом явлении, о множестве подобных людей и жизненных ситуаций. Считалось, что писатель-реалист должен увидеть, как устроено общество, и показать это в своём произведении. Поэтому в повести Ж. Батоцыренова присутствуют герои, представляющие различные слои бурятского общества — бедняк Цырен, лама Султим, богач Гэндэн. У каждого из них — свой жизненный мир, обусловленный их общественным положением. Отношения героев между собой соответствуют представлениям о классовом противостоянии: люди высших классов — богач и лама — живут за счёт бедняков, отдавая им лишь ничтожную часть тех богатств, которыми они обладают.

Для бурятской литературы «Пурга» была новаторским произведением. До 1920-х годов бурятская проза была почти исключительно сосредоточена на событиях: в ней описывались только действия и слова героев. В послереволюционной прозе появляются такие элементы, как пейзаж и интерьер — описание места действия, портрет — описание внешности героя, внутренняя речь персонажей, описание их психологического состояния. Впервые эти черты реалистической прозы ярко проявились в рассказе Базара Барадина «Отец Сэнгэ» (1919) и получили дальнейшее развитие в повести Ж. Батоцыренов «Пурга».

Что хотел сказать автор?
В то время, когда писалась эта повесть, начинал складываться канон советской бурятской литературы — круг основных её тем и принципов их освещения. Одной из главных тем новой литературы была дореволюционная жизнь, причём жизнь эта должна была изображаться несовершенной, порочной, трагичной. Поэтому писатели специально акцентировали внимание на различных страданиях героев-бедняков. Это было нужно, чтобы укрепить в сознании читателей идею о необходимости революции и о том, что после революции жизнь стала совершенно иной — счастливой, лишённой прежних недостатков. Не случайно повесть «Пурга» завершается картиной послереволюционной жизни, где дети главных героев уже не находятся в классовом конфликте, как их родители, а вместе строят новое общество.

Краткое содержание
Начало весны. Бушует снежная буря. Семья бедняка Цырена — он сам, его жена Дарима и дочь Должин — сидит без еды. Наутро после бури они обнаруживают, что умерла их последняя лошадь.
Глава семейства отправляется просить помощи к богачу Гэндэну. У того в доме полностью противоположная картина: все живут в достатке и сытости, скот его хорошо накормлен. Не в ладах Гэндэн только со своими детьми. Сын Гэндэна Данзан — юный повеса, пристрастившийся к картам.

Отец хотел бы его отучить от пагубной привычки играть, но ему с трудом удаётся влиять на сына. С дочерью Тамжид отношения тоже не складываются: ей кажется несправедливым, что отец обогащается за счёт других людей. Цырен выпрашивает у Гэндэна еду в обмен на работу, которую сделает его сын Рабдан — он уже несколько лет горбатится на Гэндэна.
Затем Цырен идёт к местному ламе Султиму, чтобы тот провёл обряд над умершим конём. Лама тоже живёт хорошо — благодаря подношениям многочисленных людей, над умами которых он властвует.

Наступает июнь. Жена Цырена Дарима тяжело болеет, отравившись несвежим бульоном. В конце концов она умирает. Чтобы проводить её в последний путь, семья приглашает ламу.

Последний эпизод повести разворачивается уже после революции. Наступила новая жизнь, все люди трудятся в поле, используя современные машины. Сын богача Гэндэна Данзан работает вместе с другими людьми. Сын бедняка Цырена Рабдан и дочь богача Тамжид теперь стали парой. Они ведут разговор о том, как грустна и неправильна была прежняя жизнь. Бедняки страдали от угнетения, а богачи, живущие за счёт других, духовно деградировали. Теперь всё изменилось, жизнь стала справедливой, и они вдвоём обрели своё счастье.
Тэги

Советская бурятская литература
Проза
Верхнеудинск
Хабарай нэгэ сагта хоёр хоног болотор тэнгэри газар ниилэhэн мэтэ ехэ саhан шуурган үргэлжэлжэ, гурбадахи үдэрөө саhанай орохонь бага намдаад, добо хадын орой харлаха янза үзэгдэбэшье, маша хүйтэн hалхин hалхилжа, хүнгэрэг тогтоохо бордоhониинь жэрэгэр зэрэлгээн мэтэ хиидэhээр, хадын хяра ба эбэр, гуу жалга, булан тохой, хотогор газарнууд ба хагдатай газарнуудые зузаан саhаар даражархиба.
Однажды весною целых два дня бушевала буря так, что нельзя было различить неба и земли; на третий день снегопад подутих и наконец-то показались чёрные вершины гор, но всё ещё дул морозный ветер и поднимал с сугробов дымку, которая всё никак не оседала: все склоны гор, овраги и лощины, окрестные земли оказались укрыты толщей снега.
(Перевод А. Исакова)
Связанные статьи