Простая история о классовом расслоении и жизни бедняков в дореволюционной Бурятии. Первая повесть в советской бурятской литературе.Автор: Жигжаб БатоцыреновГод: 1929
Жанр: повесть
О чём это?В повести показана жизнь дореволюционного бурятского общества с точки зрения бедняка Цырена, семья которого страдает от холода и голода суровой зимой.
Как это написано?Повесть «Пурга» написана в стилистике реализма. Суть этого литературного направления — в изображении закономерностей жизни общества и отдельного человека. Герои и ситуации в реализме должны быть типичными, то есть произведение рассказывает не о конкретном человеке и его уникальной судьбе, а о целом явлении, о множестве подобных людей и жизненных ситуаций. Считалось, что писатель-реалист должен увидеть, как устроено общество, и показать это в своём произведении. Поэтому в повести Ж. Батоцыренова присутствуют герои, представляющие различные слои бурятского общества — бедняк Цырен, лама Султим, богач Гэндэн. У каждого из них — свой жизненный мир, обусловленный их общественным положением. Отношения героев между собой соответствуют представлениям о классовом противостоянии: люди высших классов — богач и лама — живут за счёт бедняков, отдавая им лишь ничтожную часть тех богатств, которыми они обладают.
Для бурятской литературы «Пурга» была новаторским произведением. До 1920-х годов бурятская проза была почти исключительно сосредоточена на событиях: в ней описывались только действия и слова героев. В послереволюционной прозе появляются такие элементы, как пейзаж и интерьер — описание места действия, портрет — описание внешности героя, внутренняя речь персонажей, описание их психологического состояния. Впервые эти черты реалистической прозы ярко проявились в рассказе Базара Барадина «Отец Сэнгэ» (1919) и получили дальнейшее развитие в повести Ж. Батоцыренов «Пурга».
Что хотел сказать автор?В то время, когда писалась эта повесть, начинал складываться канон советской бурятской литературы — круг основных её тем и принципов их освещения. Одной из главных тем новой литературы была дореволюционная жизнь, причём жизнь эта должна была изображаться несовершенной, порочной, трагичной. Поэтому писатели специально акцентировали внимание на различных страданиях героев-бедняков. Это было нужно, чтобы укрепить в сознании читателей идею о необходимости революции и о том, что после революции жизнь стала совершенно иной — счастливой, лишённой прежних недостатков. Не случайно повесть «Пурга» завершается картиной послереволюционной жизни, где дети главных героев уже не находятся в классовом конфликте, как их родители, а вместе строят новое общество.
Краткое содержаниеНачало весны. Бушует снежная буря. Семья бедняка Цырена — он сам, его жена Дарима и дочь Должин — сидит без еды. Наутро после бури они обнаруживают, что умерла их последняя лошадь.
Глава семейства отправляется просить помощи к богачу Гэндэну. У того в доме полностью противоположная картина: все живут в достатке и сытости, скот его хорошо накормлен. Не в ладах Гэндэн только со своими детьми. Сын Гэндэна Данзан — юный повеса, пристрастившийся к картам.
Отец хотел бы его отучить от пагубной привычки играть, но ему с трудом удаётся влиять на сына. С дочерью Тамжид отношения тоже не складываются: ей кажется несправедливым, что отец обогащается за счёт других людей. Цырен выпрашивает у Гэндэна еду в обмен на работу, которую сделает его сын Рабдан — он уже несколько лет горбатится на Гэндэна.
Затем Цырен идёт к местному ламе Султиму, чтобы тот провёл обряд над умершим конём. Лама тоже живёт хорошо — благодаря подношениям многочисленных людей, над умами которых он властвует.
Наступает июнь. Жена Цырена Дарима тяжело болеет, отравившись несвежим бульоном. В конце концов она умирает. Чтобы проводить её в последний путь, семья приглашает ламу.
Последний эпизод повести разворачивается уже после революции. Наступила новая жизнь, все люди трудятся в поле, используя современные машины. Сын богача Гэндэна Данзан работает вместе с другими людьми. Сын бедняка Цырена Рабдан и дочь богача Тамжид теперь стали парой. Они ведут разговор о том, как грустна и неправильна была прежняя жизнь. Бедняки страдали от угнетения, а богачи, живущие за счёт других, духовно деградировали. Теперь всё изменилось, жизнь стала справедливой, и они вдвоём обрели своё счастье.