Тесты
Проверьте, насколько хорошо вы знаете факты о бурятских писателях.
Сможете ли вы узнать цитаты из произведений 1920-х годов.
Проверьте ваши знания о сюжетах литературных произведений.
Тест
Факты о писателях
Проверьте свои знания и узнайте, насколько хорошо вы знаете факты о писателях. Проходим тест и узнаем (или вспоминаем) интересные факты.
Начать тест
Какой бурятский писатель жил в Тибете и был там наставником юного Далай-ламы?
Базар Барадин тоже был в Тибете, но занимался там исследовательской работой. А наставником XIII Далай-ламы был Агван Доржиев — известный религиозный, культурный и политический деятель. Ещё больше интересных фактов о себе он написал в книге «Занимательные заметки. Путешествие вокруг света».
Даши-Доржо Итигэлов  — пожалуй, самый известный бурятский хамбо-лама, который, как считается, достиг нирваны и смог оставить нетленным своё тело после смерти. Но вот в Тибете он ни разу не бывал. А наставником XIII Далай-ламы был Агван Доржиев — известный религиозный, культурный и политический деятель. Ещё больше интересных фактов о себе он написал в книге «Занимательные заметки. Путешествие вокруг света».
Всё верно! Агван Доржиев был одним из учителей XIII Далай-ламы. Ещё больше интересных фактов о себе он написал в книге «Занимательные заметки. Путешествие вокруг света».
Дальше
Проверить
Узнать результат
Кто из писателей 1920-х годов был также известным художником-живописцем?
Так и есть! О литературных произведениях Иннокентия Дадуева сегодня мало кто знает, а вот его картины «Буха-нойон», «Чингисхан» и «Уходящий быт» до сих пор считаются большим достижением бурятской живописи начала ХХ века.
Конечно же, Солбонэ Туя тоже был многогранным человеком, но в области живописи он о себе не заявил. А писателем-живописцем был Иннокентий Дадуев — создатель знаменитых картин «Буха-нойон», «Чингисхан» и «Уходящий быт».
Сергей Петрович Балдаев вошёл в историю как большой учёный — этнограф, литературовед и фольклорист, который в молодости также увлекался написанием пьес, но не живописью. А писателем-живописцем был Иннокентий Дадуев — создатель знаменитых картин «Буха-нойон», «Чингисхан» и «Уходящий быт».
Дальше
Проверить
Узнать результат
Кто из этих авторов был депутатом Верховного Совета СССР?
Правильно! Хоца Намсараев был не только основоположником советской бурятской литературы, но и депутатом Верховного Совета, причём целых 4 созыва подряд — с 1946 до 1959 года.
Увы, Дамба Дашинимаев не занимал таких высоких должностей, хотя тоже был убеждённым коммунистом. А депутатом Верховного Совета целых 4 созыва подряд — с 1946 до 1959 года — был Хоца Намсараев.
Базар Барадин не избирался в Верховный Совет, зато работал наркомом просвещения Бурятской АСССР. А депутатом Верховного Совета целых 4 созыва подряд — с 1946 до 1959 года — был Хоца Намсараев.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Кто создал новую письменность для бурятского языка на основе латинского алфавита?
Вы близки к истине! Агван Доржиев создал усовершенствованную версию монгольского письма под названием «вагиндра», приспособленную к особенностям бурятского языка. А бурятскую письменность на основе латиницы придумал Базар Барадин.
Вы правы! Именно Базар Барадин ещё до революции придумал бурятскую письменность на основе латиницы. В 1931 году эту письменность сделали официальной, правда, уже в 1930 её заменили на кириллицу.
Конечно, Сергей Балдаев был большим учёным, но работал он в основном в области фольклористики и этнографии. А бурятскую письменность на основе латиницы придумал Базар Барадин.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Имя какого писателя носит одна из республиканских библиотек Бурятии?
Да! Имя Бавасана Абидуева, автора сказок для детей, в 1989 г. было присвоено Бурятской государственной детской библиотеке. Сегодня это Центр чтения детей им. Б. Абидуева в составе Республиканской детско-юношеской библиотеки. А Бавасан Абидуев, между прочим, писал не только детские сказки — почитайте, например, о его поэме «Самолёт».
Хотя Базар Барадин — безусловно, очень важная личность в истории бурятской культуры, библиотеки его именем пока не называли. Среди писателей 1920-х годов такой большой чести удостоили Бавасана Абидуева: его имя носит главная детская библиотека Бурятии!
Имя Хоца Намсараева присвоено другому учреждению культуры — Бурятскому драматическому театру. А герой этого вопроса — Бавасан Абидуев, имя которого в 1989 году присвоили Бурятской государственной детской библиотеке (ныне — Центр чтения детей им. Б. Абидуева в составе Республиканской детско-юношеской библиотеки.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Какой автор стоял у истоков Агинского народного театра?
Здесь вы немного не угадали. Хоца Намсараев тоже поспособствовал развитию самодеятельного театра в Бурятии, но свои пьесы он ставил в родной Кижинге. А история Агинского народного театра началась в 1912 году с постановки пьесы Чойжил-Лхамо Базарона «Картёжники».
Аполлон Шадаев тоже был драматургом, но он родом не из Аги, а из Обусы, что на противоположной стороне от Байкала. А история Агинского народного театра началась в 1912 году с постановки пьесы Чойжил-Лхамо Базарона «Картёжники».
В точку! В 1912 году агинский учитель Чойжил-Лхамо Базарон поставил самодеятельный спектакль по собственной пьесе «Картёжники». С этого момента началась история Агинского народного театра, где в 1921 году впервые будет показана знаменитая пьеса Базара Барадина «Великая сестрица-шаманка».
Дальше
Проверить
Узнать результат
Какой поэт первым в бурятской литературе стал писать стихи метрическим способом — по аналогии с размерами русской поэзии?
Базар Барадин внёс большой вклад в развитие бурятской литературы, но только не в области стихосложения — его поэмы были вполне традиционны по форме. А метрическое стихосложение в бурятскую поэзию ввёл его младший современник — Дамба Дашинимаев.
Правильно! Именно Дамба Дашинимаев ввёл в бурятскую поэзию метрическое стихосложение.
Хоца Намсараева всё же можно назвать приверженцем традиционного бурятского стихосложения. А вот Дамба Дашинимаев вошёл в историю как реформатор бурятской поэзии, впервые начавший писать стихи новым способом.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Псевдоним какого писателя в переводе означает «луч утренней звезды»?
Не угадали! Этот псевдоним взял себе поэт Будажап Найдаков в честь самой высокой горы Бурятии — Мунку-Сардык. «Мүнхэ hарьдаг» по-бурятски означает «вечный голец». А поэтичный псевдоним «Солбонэ Туя» — «луч утренней звезды» — выбрал себе Пётр Дамбинов.
Совершенно верно! Это псевдоним Петра Дамбинова, под которым он вошёл в историю бурятской литературы. «Солбоной туяа» по-бурятски означает «луч Венеры (или утренней звезды)».
А вот и нет! Этот санскритский псевдоним взял себе Базар Барадин. В буддизме так называют «изначального Будду», который олицетворяет собой всех будд и бодхисаттв, является выражением единой подлинной реальности. А поэтичный псевдоним «Солбонэ Туя» — «луч утренней звезды» — выбрал себе Пётр Дамбинов.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Какой писатель собрал самую большую коллекцию записей бурятского фольклора?
Вы правы в том, что Хоца Намсараев любил народное творчество и сохранил в своих записях некоторые произведения бурятского фольклора. Но ему явно далеко до Сергея Балдаева, который объездил все районы, где живут буряты, и записал огромное количество текстов самых разных жанров.
Да, это точно он! С самой юности Сергей Балдаев интересовался фольклором и записывал песни, предания, сказки, которые слышал от других. Позднее он стал профессиональным учёным-фольклористом и объездил все районы этнической Бурятии, собрав такое количество текстов, какое другим учёным и не снилось!
Базар Барадин тоже был учёным-филологом и записывал бурятский фольклор. Но ему явно далеко до Сергея Балдаева, который объездил все районы, где живут буряты, и записал огромное количество текстов самых разных жанров.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Кто создал песню «Эсэсэрэй самолёт», которую сегодня называют первым бурятским рэпом?
Да, это был он! А ещё Аполлон Шадаев — один из первых бурятских советских драматургов и обработчик народных сказок.
Нет, Дамба Дашинимаев не написал «Эсэсэрэй самолёт». Но он сочинил много других интересных стихотворений. А знаменитую песню написал Аполлон Шадаев.
Возможно, вы немного запутались: у Бавасана Абидуева тоже есть стихотворение про самолёт. А знаменитую песню написал Аполлон Шадаев.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Кажется, вы ещё не знакомы с бурятской литературой 1920-х годов
Но это легко исправить! Предлагаем начать с наших коротких статей о главных писателях той эпохи.
Пройти ещё раз
Ваше знакомство с бурятской литературой только начинается
И мы знаем, как сделать его увлекательным. Предлагаем начать с наших коротких статей о главных авторах 1920-х годов.
Пройти ещё раз
Вы точно опытный читатель!
Раз так хорошо знаете биографии бурятских писателей. А чтобы восполнить оставшиеся пробелы в знаниях, почитайте ещё о главных авторах 1920-х годов.
Пройти ещё раз
Вы настоящий знаток бурятской литературы!
Но если хотите узнать ещё больше — можете почитать работы из нашего списка, который мы подготовили специально для таких любознательных людей.
Пройти ещё раз
Тест
Откуда цитаты?
Сможете ли вы узнать цитаты из произведений 1920-х годов.
Начать тест
Товарищи! Вовлечь в наши боевые ряды трудовую бурятскую молодежь необходимо, поэтому постановление местной организации предлагаю принять в целом. Дальше!.. Местная организация пополняет нам боевой запас пятью карабинами, 800 шт. пулями, одним полевым биноклем. Я думаю, что мы на первое время обеспечены, так что смело сможем двинуться вперед за рабочее дело.
К сожалению, вы не угадали. Повесть «Пурга» посвящена дореволюционной бурятской жизни. А эта цитата — из пьесы Сергея Балдаева «Торжество правды», в которой показаны события Гражданской войны. Такие слова в пьесе произносит молодой бурят Эхидэр, возглавляющий местный отряд коммунистов.
К сожалению, вы не угадали. Действие пьесы «Великая сестрица-шаманка» происходит в начале XVIII века — очевидно, что эти слова не из той эпохи. Они взяты из пьесы Сергея Балдаева «Торжество правды», в которой показаны события Гражданской войны, а произносит их молодой бурят Эхидэр, возглавляющий местный отряд коммунистов.
Конечно! Нетрудно догадаться, что здесь речь идёт о событиях Гражданской войны, которым и посвящена пьеса Сергея Балдаева «Торжество правды». Эти слова в пьесе произносит молодой бурят Эхидэр, возглавляющий местный отряд коммунистов.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Народов множество
Обрело свободу
Благодаря великой красной революции,
Уже десять лет живут они вольно
И силы полны несокрушимой,
Восставая против реакционных элементов.
Правильно! Это строки из поэмы Базара Барадина «Великое время», написанной к 10-летию Октябрьской революции — как вы, наверное, и сами догадались, прочитав их.
Увы! Это не цитата из поэмы «Самолёт», хотя подобные слова легко можно представить и в сочинении Бавасана Абидуева. Но приведённые строки принадлежат Базару Барадину и взяты из его поэмы «Великое время», написанной в честь 10-летия Октябрьской революции.
Здесь вы не угадали. Хотя Солбонэ Туя тоже славил новую жизнь, эти строчки принадлежат не ему. Это цитата из поэмы Базара Барадина «Великое время», написанной в честь 10-летия Октябрьской революции — как можно заметить, если внимательно вчитаться в текст.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Дамбадугарон в течение 12 лет усердно исполнял должностные обязанности главного тайши. Хотя он был выпивохой и властолюбцем, но по отношению к народу ничего плохого не сделал. Однажды, когда он посетил земли агинских бурят, побывал на ночной вечеринке, посвященной проводам невесты Ламагчин, дочери хубдута Сампы из Аги, он увел ее на свою телегу и переночевал, по возвращении домой увез ее на своей телеге и сделал своей второй хатун. Родственники той девушки Ламагчин и многочисленный народ, собравшийся на свадьбе, совершенно пораженные, молча остались.
В пьесе Сергея Балдаева «Торжество правды» тоже описаны вопиющие случаи самоуправства дореволюционных бурятских чиновников, но её действие происходит среди западных бурят. А это цитата из исторической хроники «Ацагатский очерк о хори-бурятах», где рассказано ещё много других интересных историй о бурятских тайшах.
Совершенно верно! Это одна из интересных историй о жизни хоринских тайшей, которые рассказывает автор хроники «Ацагатский очерк о хори-бурятах».
В повести Жигжитжаба Батоцыренова «Пурга» тоже рассказывается о дореволюционной бурятской жизни, но этот случай описан в другом тексте — в хронике «Ацагатский очерк о хори-бурятах».
Дальше
Проверить
Узнать результат
За меня порешили заране,
Чтоб воспитывался при дацане.
Стал ламой и в белом храме
Жил, как и должно ламе:
Сидел среди лам на виду
В правом ряду —
Как барс, на людей порыкивал;
Сидел среди лам на виду
В левом ряду —
Как лютый дракон, покрикивал.
Вы ошиблись — но тут и правда можно было запутаться! Агван Доржиев в своей поэме-автобиографии «Занимательные заметки. Описание путешествия вокруг света» тоже излагает жизненный путь ламы, но его рассказ не содержит таких уничижительно-комических деталей. Это строки из поэмы Хоца Намсараева «Рассказ гэлэна Бадмы», в которой лама — отрицательный карикатурный герой, каким его стремилась изображать антирелигиозная пропаганда того времени.
Вы правы! Это строки из поэмы Хоца Намсараева «Рассказ гэлэна Бадмы», где в карикатурной манере — в духе антирелигиозной пропаганды того времени — показана жизнь бурятского ламы.
Ну уж нет, это точно не из поэмы-завещания знаменитого бурятского хамбо-ламы. Его «Завет» посвящён достижению просветления, а эта карикатурная картина дацанской жизни – из сатирической поэмы Хоца Намсараева «Рассказ гэлэна Бадмы», написанной в духе антирелигиозной пропаганды того времени.
Дальше
Проверить
Узнать результат
На малых и старых не различаясь,
Одинаково счастливы будем,
На женщин, мужчин не разделяясь,
Искусны в знаниях будем.
Станем великим народом,
Достойным высокой судьбы!
И это правильный ответ! Эти слова произносит герой пьесы Базара Барадина «Великая сестрица-шаманка» Бадан Туракин, глава хоринского рода Галзут, в сцене собрания родоначальников.
Увы, в «Завете» Даши-Доржо Итигэлова нет слов о судьбе бурятского народа — речь там идёт о правилах, которым должен следовать каждый человек, чтобы достичь просветления. А эти слова произносит герой пьесы Базара Барадина «Великая сестрица-шаманка» Бадан Туракин, глава хоринского рода Галзут, в сцене собрания родоначальников.
В сборнике Солбонэ Туя «Цветостепь» действительно немало оптимистичных высказываний о будущем бурятского народа, но эти слова не оттуда — их произносит герой пьесы Базара Барадина «Великая сестрица-шаманка» Бадан Туракин, глава хоринского рода Галзут, в сцене собрания родоначальников.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Как-то летом налетела
Саранча в бурятский край.
Лама рад:
«Вот это дело!
Ну, прожора, не зевай!"
Толстый лама собирает
На молебствие народ
И со старым Сагадаем
На поля людей ведет.
В поэме Хоца Намсараева «Рассказ гэлэна Бадмы» тоже изображён жадный лама, который наживается на невежестве народа, но эти строки из другого произведения. Они взяты из поэмы Бавасана Абидуева «Самолёт». Там ламе не удалось завершить свой обряд, потому что вернувшийся на родину лётчик Цэдэн показал людям более действенный способ борьбы с саранчой — распыление яда с помощью самолёта.
Так и есть! Это строки из поэмы Бавасана Абидуева «Самолёт». В ней наглядно показано преимущество техники перед религией: бурятский лётчик Цэдэн легко справляется с саранчой, распылив с самолёта специальный яд, и тем самым лишает ламу доверия людей.
Нет, эта история не из поэм Солбонэ Туя. Эти строки — из поэмы Бавасана Абидуева «Самолёт», где показано победоносное шествие прогресса по бурятской земле. Предприимчивому ламе не удалось завершить свой обряд, потому что вернувшийся на родину лётчик Цэдэн показал людям более действенный способ борьбы с саранчой — распыление яда с помощью самолёта.
Дальше
Проверить
Узнать результат
В час отхода в мир иной отправляемся совершенно одинокими —
Без близких, любимых, накопленных богатств — ведь
Все они, оставаясь на этой земле, не смогут последовать за тобой.
От неразумно собранных материальных благ
Нет пользы, они отравляют как яд! -
Так издревле было изречено всеми Высочайшими Буддами.
Верно! Эти поучительные слова принадлежат бурятскому хамбо-ламе Даши-Доржо Итигэлову, который написал для потомков поэму-наставление «Завет».
Несмотря на духовный сан, герою поэмы Хоца Намсараева совершенно чужды глубокомысленные суждения о пути к просветлению. А эти поучительные слова принадлежат бурятскому хамбо-ламе Даши-Доржо Итигэлову, который написал для потомков поэму-наставление «Завет».
В поэме-автобиографии Агвана Доржиева описываются увлекательные события его жизни, при этом автор не увлекается назидательными речениями. А эти поучительные слова принадлежат бурятскому хамбо-ламе Даши-Доржо Итигэлову, который написал для потомков поэму-наставление «Завет».
Дальше
Проверить
Узнать результат
Для меня — бурята, так нежданно — новы
Эти звоны и свистки…
Вздохи, крики, гулы, трубовые ревы,
Многоцветные огни…

Эти церкви, храмы до глубин небесных,
Эти башни и дворцы…
Эти танцы, пляски, эти звуки — песни,
Вечно праздные балы…
А вопрос оказался не так-то прост! Герой поэмы-автобиографии Агвана Доржиева тоже путешествует по большим городам, где тогда бывали немногие буряты, но эти слова принадлежат не ему. Это строфы из стихотворения Солбонэ Туя «Город», которое входит в сборник «Цветостепь».
В поэме Базара Барадина «Великое время» речь тоже идёт о новом, но о другом — о достижениях Октябрьской революции. А эта картина города глазами молодого бурята — из стихотворения Солбонэ Туя «Город», которое входит в сборник «Цветостепь».
Вы однозначно правы! Это впечатления от посещения большого города, которые поэт Солбонэ Туя описал в стихотворении «Город» из сборника «Цветостепь».
Дальше
Проверить
Узнать результат
Не пора ли сказать
слово доброе о Хоридое?
Три имел он жены на свои времена.
И от первой — Баргужин-гуа, что блистала красою,
Родилась солнцеликая Алан-гуа.
Было ей суждено, Хоридоевой дочери славной,
Стать истоком в монгольском роду борджигин,
Почитаться в Степи как праматерь Богдо Чингисхана —
Властелина кочевников гор и равнин.
В сборнике Солбонэ Туя «Цветостепь» есть поэма, основанная на бурятском предании – но не о Хоридое, а об Ангаре и Енисее. А эта цитата – из поэмы Базара Барадина «Сказ о предках бурят-монголов», где рассказывается о происхождении бурятского народа.
Ну конечно же! Это фрагмент поэмы Базара Барадина «Сказ о предках бурят-монголов», в которой он вдохновлял современных бурят на новые свершения, демонстрируя им величие их родословной.
Вы правы в том, что в «Ацагатском очерке» говорится о Хоридое и его потомках – но не в стихах, а в прозе. Хотя стихи в этой хронике тоже есть – народная песня «Наян-Наваа» и песня Шилдэй Занги, которую он поёт перед казнью. А эта цитата – из поэмы Базара Барадина «Сказ о предках бурят-монголов», где тоже рассказывается о происхождении бурятского народа.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Вскоре восстали большевики во главе с Лениным,
придерживавшиеся идеи защиты простого народа.
Началась большая смута.
Некоторые бездумные глупцы
стали отбирать, грабить
и творить множество других греховных дел,
чем снискали ужасную, дурную славу.
Повсеместно начались войны.
В поэме Базара Барадина «Великое время» тоже описывается Октябрьская революция — но она там предстаёт как величественная победа добра над злом. А эти слова о тёмной стороне революции принадлежат Агвану Доржиеву и написаны им в поэме-автобиографии «Занимательные заметки. Описание путешествия вокруг света».
Именно так! В своей поэме-автобиографии Агван Доржиев описывает исторические события, свидетелем и участником которых ему довелось быть. Одно из них — Октябрьская революция.
Хотя «Ацагатский очерк» был написан в 1920-е годы, сохранившийся текст завершается описанием Волостной реформы 1901−1904 гг. Октябрьская революция в нём не упоминается. А эта цитата — из поэмы-автобиографии Агвана Доржиева «Занимательные заметки. Описание путешествия вокруг света».
Дальше
Проверить
Узнать результат
Кажется, вы ещё не знакомы с бурятской литературой 1920-х годов
Но это легко исправить! Предлагаем начать с наших коротких статей о главных произведениях той эпохи.
Пройти ещё раз
Ваше знакомство с бурятской литературой только начинается
И мы знаем, как сделать его увлекательным. Предлагаем начать с наших коротких статей о главных произведениях бурятской литературы 1920-х годов.
Пройти ещё раз
Вы точно опытный читатель!
Раз так легко определили, кому принадлежит большинство цитат. А чтобы восполнить оставшиеся пробелы в знаниях, почитайте ещё о произведениях бурятской литературы 1920-х годов.
Пройти ещё раз
Вы настоящий знаток бурятской литературы!
Но если хотите узнать ещё больше — можете почитать работы из нашего списка, который мы подготовили специально для таких любознательных людей.
Пройти ещё раз
Тест
Герои, сюжеты, идеи
Проверьте ваши знания о сюжетах литературных произведений.
Начать тест
В поэме Хоца Намсараева «Рассказ гэлэна Бадмы» главный герой — бурятский лама — покидает дацан и начинает жить с женщиной, в которую он влюбился. Правда, их счастье длилось недолго. Из-за чего Бадма расстался со своей возлюбленной?
Именно так! Хоца Намсараев в своей поэме старался высмеять буддийскую религию и показать, что реальная жизнь лам имеет мало общего с их поучениями. Поэтому он использовал сюжетный ход, поражающий своей неожиданностью и смехотворностью: один лама уводит женщину у другого, хотя, казалось бы, им обоим следовало забыть о мирских желаниях.
Увы, лама Бадма из поэмы Хоца Намсараева в действительности не очень-то стремится к просветлению. Его гораздо больше привлекают мирские радости, а с женщиной он расстался лишь потому, что её соблазнил более высокопоставленный лама — неожиданный ход, не правда ли?
Нет, это точно не из поэмы Хоца Намсараева. Здесь всё было прозаичнее: просто возлюбленную Бадмы соблазнил другой, более высокопоставленный лама.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Повесть Жигжитжаба Батоцыренова «Пурга» посвящена жизни бурятского общества до революции. Одна из её героинь — дочка богача Тамжид, которая не ладит со своим отцом. Чем завершается её сюжетная линия?
Да! В конце повести мы узнаём, что дочь богача Тамжид и сын бедняка Рабдан решили связать свои судьбы на всю оставшуюся жизнь — ведь после революции им уже не мешают классовые барьеры.
Хм, такой финал вполне мог бы быть у повести Жигитжаба Батоцыренова — ведь она и правда показывает, как послереволюционная жизнь открыла для бурят новые возможности. Но о судьбе Тамжид там говорится только то, что она решила связать свою жизнь с Рабданов, сыном бедняка Цырена.
Здесь вы немного ошиблись. Такая судьба постигла другую героиню повести — жену бедняка Цырена Дариму. А Тамжид в финале повести решает связать свою жизнь с Рабданом, сыном Цырена и Даримы.
Дальше
Проверить
Узнать результат
В поэме-автобиографии Агвана Доржиева «Занимательные заметки. Описание путешествия вокруг света» рассказывается о многих трудностях, с которыми пришлось столкнуться герою на его жизненном пути. Одно из его начинаний вызвало сильное неприятие у некоторых жителей Петербурга. Что хотел сделать в этом городе Агван Доржиев?
Нет, Агван Доржиев как представитель буддийской религии хотел открыть в Петербурге буддийский храм — и в итоге ему это удалось! Открытый в 1915 году дацан работает до сих пор. А гимназию для бурятских учеников к тому времени уже открыл Пётр Бадмаев — ещё один выдающийся деятель бурятской диаспоры в Петербурге.
Точно! Именно эта идея вызвала отторжение у тех, кто считал, что в Петербурге не место «иноверцам». Но Агван Доржиев всё-таки добился своего, и в 1915 году был открыт дацан, который работает до сих пор.
Вы почти угадали, но планы Агвана Доржиева были ещё масштабнее — он хотел открыть в Петербурге буддийский храм. Это ему удалось, и дацан, построенный в 1915 году, работает там до сих пор.
Дальше
Проверить
Узнать результат
В поэме Базара Барадина «Сказ о предках бурят-монголов» автор приводит легендарную генеалогию бурятского народа. Кто, по его версии, является предком всех бурят?
Правильно! Как и в некоторых фольклорных преданиях, Базар Барадин в своей поэме возводит происхождение всех бурят к Барга-батору, у которого были два сына — Буряадай, отец Эхирита и Булагата, Хоридой — прародитель 11 хоринских родов и Оледэй — предок калмыков.
А вот и нет! Хоридой в поэме Базара Барадина — лишь один из сыновей Барга-батора, от которого ведут своё происхождение все бурятские племена.
В фольклоре и правда нередко говорят, что Чингисхан был предком бурятских племён, но в поэме Базара Барадина Чингисхан — потомок Хоридоя, то есть хори-бурят по происхождению. Такая идея была актуальна в те годы, когда бурятские лидеры думали об объединении всех монголов под своим началом. А общим предком бурят в поэме показан Барга-батор, отец Буряадая (прародителя эхиритов и булагатов) и Хоридоя.
Дальше
Проверить
Узнать результат
В исторической хронике «Ацагатский очерк о хори-бурятах» рассказывается о женщине, которая надолго вошла в народную память благодаря своему сильному характеру и неожиданным поступкам. Какое-то время она даже фактически исполняла обязанности хоринского тайши. Как звали эту женщину?
Конечно, шаманка Эрехэн — тоже сильная и волевая женщина, которой автор «Ацагатского очерка»не только он) уделил особое внимание. Но ей не доводилось исполнять обязанности тайши. Такой чести удостоилась Шойжид — вначале жена тайши Дамбадугара Ринчинова, а затем регент его несовершеннолетнего сына Жигжита.
Конечно! Это Шойжид сначала была женой тайши Дамбадугара Ринчинова, а затем стала регентом его несовершеннолетнего сына Жигжита и фактически главой Хоринской степной думы.
Спору нет — история Бальжин занимает важное место в «Ацагатском очерке», и она действительно в какой-то момент возглавила хори-бурят. Но это было до учреждения должности тайши. А здесь речь идёт о знаменитой Шойжид-хатан — она сначала была женой тайши Дамбадугара Ринчинова, а затем стала регентом его несовершеннолетнего сына Жигжита и фактически главой Хоринской степной думы.
Дальше
Проверить
Узнать результат
В поэме Бавасана Абидуева «Самолёт» главный герой — бурятский парень Цыден — становится пилотом самолёта. Как же он выучился этой профессии?
Нет, Цыден изначально не выбирал профессию лётчика. В начале поэмы он уходит служить в Красную Армию, и там его направляют учиться на пилота.
Нет, история Цыдена начинается не так — он ушёл служить в Красной Армии, и там его направили учиться на пилота. Но без демонстрации достижений советской сельхозавиации в поэме не обошлось: когда Цыден вовращается на родину, он помогает землякам победить насекомых-вредителей, распылив яд с самолёта.
Так и есть! В начале поэмы Цыден отправляется на службу в советскую армию, где он и становится пилотом.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Герои пьесы Базара Барадина «Великая сестрица-шаманка» отправляются в далёкий путь до Москвы, чтобы встретиться с царём Петром I. А какова была цель этой бурятской делегации?
В фольклорных преданиях иногда так и говорится, но пьеса Базара Барадина основана на реальном историческом факте: в начале XVIII века хори-буряты, уже будучи подданными России, столкнулись с большими притеснениями со стороны местной власти и решили обратиться к Петру I, чтобы он восстановил справедливость.
Верно! Именно этот исторический факт лёг в основу пьесы «Великая сестрица-шаманка», автор которой хотел провести параллель между борьбой бурят за свои права в начале XVIII века и после революции, когда бурятский народ добился создания своей автономии.
Говорят, что хори-буряты и правда отправились к Петру I не с пустыми руками, но вот повод для делегации, которой посвящена пьеса Базара Барадина, был вовсе не праздничным: буряты столкнулись с большими притеснениями со стороны местных представителей российской власти и решили обратиться к царю, чтобы он восстановил справедливость.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Хамбо-лама Даши-Доржо Итигэлов в поэме «Завет» даёт наставления своему народу. К чему он призывает читателей?
Всё-таки нет, поэма Даши-Доржо Итигэлова о другом — о совершенствовании своего сознания в соответствии с принципами буддизма. А призыв к развитию национальной культуры можно найти в произведениях другого писателя той эпохи — Базара Барадина.
Да! Именно это завещал потомкам Даши-Доржо Итигэлов — чтобы они стремились достичь просветления так же, как он.
Кстати, многие бурятские ламы в своих сочинениях говорили о вреде таких привычек, но именно поэма Даши-Доржо Итигэлова не об этом — он в ней призывает совершенствовать своё сознание в соответствии с принципами буддизма.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Какому деятелю бурятской культуры посвящены сразу два стихотворения в сборнике Солбонэ Туя «Цветостепь»?
Не угадали! Два стихотворения Солбонэ Туя посвятил Михаилу Богданову — учёному и общественному деятелю, автору проекта бурятской автономии, который повлиял на создание Бурят-Монгольской АССР.
А вот и нет! Хотя Базар Барадин, конечно, был важной фигурой в бурятской культуре начала ХХ века, Солбонэ Туя посвятил два стихотворения не ему, а Михаилу Богданову — учёному и общественному деятелю, автору проекта бурятской автономии, который повлиял на создание Бурят-Монгольской АССР.
Точно! Памяти этого учёного и общественного деятеля, который погиб во время Гражданской войны, посвятил свои стихотворения Солбонэ Туя. В них он высоко оценивает вклад Михаила Богданова в создание бурятской национальной автономии.
Дальше
Проверить
Узнать результат
В поэме «Великое время» Базар Барадин говорит о судьбоносном повороте в истории бурятского народа. Какое событие стало его причиной?
Конечно! Ведь поэма «Великое время» была написана специально к 10-летнему юбилею революции и восхваляла это событие, которое, по мнению Базара Барадина, принесло бурятам свободу и открыло возможности для развития.
Не совсем так — создание национальной республики в поэме «Великое время» представлено как следствие другого, более важного события — Октябрьской революции, к 10-летнему юбилею которой и была написана эта поэма.
Вовсе нет! Поэма «Великое время» была написана к 10-летнему юбилею Октябрьской революции и восхваляла именно это событие. А походу хори-бурят к Петру I посвящено другое произведение Базара Барадина — пьеса «Великая сестрица-шаманка».
Дальше
Проверить
Узнать результат
Кажется, вы ещё не знакомы с бурятской литературой 1920-х годов
Но это легко исправить! Предлагаем начать с наших коротких статей о главных произведениях той эпохи.
Пройти ещё раз
Ваше знакомство с бурятской литературой только начинается
И мы знаем, как сделать его увлекательным. Предлагаем начать с наших коротких статей о главных произведениях бурятской литературы 1920-х годов.
Пройти ещё раз
Вы точно опытный читатель!
Раз так легко определили, кому принадлежит большинство цитат. А чтобы восполнить оставшиеся пробелы в знаниях, почитайте ещё о произведениях бурятской литературы 1920-х годов.
Пройти ещё раз
Вы настоящий знаток бурятской литературы!
Но если хотите узнать ещё больше — можете почитать работы из нашего списка, который мы подготовили специально для таких любознательных людей.
Пройти ещё раз