Иркутск давно занял значимое место в бурятском национальном пространстве. Но центром литературной жизни он стал лишь в начале ХХ века и оставался им не так долго.Дело в том, что до начала ХХ века литературное творчество было развито только у восточных бурят, которые жили в орбите тибето-монгольской письменной культуры. Западные буряты не пользовались монгольской письменностью и не создавали своих литературных произведений.
Всё изменилось, когда в Иркутске сформировалось довольно большое сообщество бурятских студентов. Молодые буряты — студенты Иркутской учительской семинарии — стали выпускать рукописные журналы, помещая в них стихотворения и рассказы на волнующие их темы. Не похожая на традиционные сочинения восточных бурят, наполненная актуальным социально-политическим содержанием и новаторская по форме литература иркутских бурят положила начало новому этапу в истории национальной литературы —
литературе бурятского просветительства.
Здесь же, в Иркутске, произошло рождение
бурятской драматургии и театра. В 1908 г. было основано ««Общество вспомоществования учащимся бурятам Иркутской губернии», которое для сбора денег устраивало так называемые «этнографические вечера». Именно на этих вечерах состоялись показы первых бурятских спектаклей, сочинённых и поставленных теми же студентами.
После революции 1917 года центр развития бурятской культуры, и литературы в частности, переместился в Забайкалье. Но традиции рукописной литературы и в особенности самодеятельного театра не пресеклись, и в 1920-е годы западные буряты продолжали сочинять и ставить новые спектакли. Некоторые выходцы из иркутской студенческой среды впоследствии переехали в
Верхнеудинск и стали видными деятелями бурятской культуры — как, например,
Сергей Балдаев, автор одних из первых бурятских пьес, а в дальнейшем — учёный-филолог, этнограф, литературовед, собиратель и исследователь бурятского фольклора.