Бурятский лама отправляется на учёбу в Тибет и попадает в круговорот международной политики. Летопись эпохи перемен в стиле традиционной буддийской литературы.Автор: Агван Доржиев
Год: 1921
Жанр: автобиография
О чём это?Известный бурятский религиозный, культурный и политический деятель Агван Доржиев рассказывает историю своей жизни.
Как это написано?Сочинение Агвана Доржиева иногда рассматривают как намтар — так в буддийской литературе называют жизнеописания выдающихся лам. Но обычно намтары создавались уже после ухода из жизни их героев. Впрочем, автобиография Агвана Доржиева — не единственное подобное сочинение в бурятской литературе. Например, в XIX веке довольно пространную автобиографию написал настоятель Цугольского дацана Галсан-Жимба Дылгыров. Поэма Агвана Доржиева в какой-то мере продолжает эту традицию.
Традиции буддийской литературы хорошо заметны в языке и форме этой поэмы. Совершенно канонически выглядят её начало и конец, где автор воздаёт хвалу учению Будды и уничижительно говорит о собственном труде в сравнении с другими великими сочинениями: можно подумать, что Агван Доржиев здесь иронизирует над собой, но даже если и так — он следует давно принятому среди буддийских сочинителей правилу.
С другой стороны, в своей автобиографии Агван Доржиев явно выходит за рамки тем и сюжетов традиционной буддийской литературы. Большое внимание он уделяет вопросам политики, рассматривает судьбу бурятской нации не только с точки рения религии, но также со стороны государственности и культуры. Это сближает его текст с
литературой бурятского просветительства, для которой эти вопросы были в числе основных. Поэтому можно сказать, что «Занимательные заметки» по своему стилю и содержанию лежат на пересечении двух течений бурятской литературы начала ХХ века —
традиционной литературы и литературы просветительства.
Что хотел сказать автор?Агван Доржиев был далеко не обычным ламой. И дело даже не в том, что он достиг самых больших высот в буддийской иерархии, став одним из учителей Далай-ламы. В начале ХХ века в бурятском буддизме оформляется движение обновленчества, участники которого хотели изменить религиозную жизнь в духе нового времени. По мнению «обновленцев», буддийская сангха должна была играть большую роль в общественной и культурной жизни, не ограничиваясь только религиозной сферой. И Агван Доржиев в своей деятельности руководствовался этой идеей: будучи ламой, он также выступал как дипломат, учёный, писатель, издатель, лидер национального движения.
В начале 1920-х годов идея обновленчества приобрела особую актуальность. В новых политических условиях существование буддийской религии в её традиционном виде оказалось под вопросом. Сторонники обновленчества, в том числе и Агван Доржиев, искали возможности «подружить» буддизм с новой советской культурой. По их мнению, буддизм мог бы сыграть важную роль в строительстве национальной культуры, распространении грамотности и развитии образования, а также помочь в установлении отношений со странами Азии.
В «Занимательных заметках» Агвана Доржиева хорошо заметна эта мысль: описывая свою жизнь, он показывает, как его служение буддийскому учению соединяется с политической, общественной и культурной деятельностью, и какую пользу он таким образом принёс бурятскому народу, России и Тибету.
Краткое содержаниеВ начале поэмы автор воздаёт хвалу Будде и его учению. Он говорит, что жизнеописания выдающихся людей приносят большую пользу тем, кто их читает, а его автобиография — лишь «источник скуки и рассеянности ума».
Агван Доржиев рассказывает, что он родился в бурятской семье и годы юности провёл «в порочной жизни». Но потом он начал усердствовать в постижении буддийского учения и совершенствовать своё поведение. В 19 лет он отправился в Тибет.
Далее он рассказывает о своём обучении в Тибете и Монголии. Оно завершается получением высокого звания парма-лхарамбы. После этого Агван Доржиев становится одним из наставников тринадцатилетнего Далай-ламы.
В те годы в Тибете с подозрением относились к подданным Российского государства. А дело было в том, что Англия пыталась захватить Тибет, и тибетцы решили закрыть свою страну для всех людей с Запада. Агван Доржиев пытался убедить тибетское правительство, что союз с Россией поможет защитить Тибет от английского завоевания.
Посетив Индию и Китай, автор возвращается на родину. Находясь в Бурятии, он принимает решение направиться к императору в Петербург, чтобы говорить с ним насчёт Тибета. Император принимает Агвана Доржиева и выслушивает его.
Потом Агван Доржиев отправился с визитом во Францию. В Париже он совершает буддийское богослужение. После этого он путешествует по странам Европы.
Вернувшись в Россию, автор посещает калмыков. Они передают через него подношения Далай-ламе.
Агван Доржиев приезжает в Тибет и вскоре снова отправляется в Россию, чтобы вести переговоры о поддержке Тибета. Недоброжелатели препятствуют этому делу. Автор едет в Китай, где становится свидетелем восстания ихэтуаней. Потом через Японию он попадает во Владивосток. В России автор встречается с Николаем II и, заручившись его одобрением, возвращается в Тибет. В Тибете тоже одобряют установление отношений с Россией.
После этого Агван Доржиев едет в Индию и встречается там с русским консулом. Между тем, в Индии повсюду разыскивают его как противника английской политики. Из Индии он отправляется в Россию, где снова встречается с императором.
Находясь в России, автор помогает калмыкам создать у себя школы буддийской философии. Также он способствует развитию тибетской медицины.
Агван Доржиев пытается обратить в буддизм бурят, живущих на западном берегу Байкала. В это время упраздняют бурятские степные думы и учреждают волости. По мнению автора, это решение было неправильным.
Когда он приехал в Тибет, началась Русско-японская война, и в это же время Англия ввела свои войска в Тибет. Агван Доржиев вместе с Далай-ламой укрывается в Монголии. Потом он уезжает в Петербург, чтобы просить у императора поддержки. В итоге Англия, Россия и Китай договариваются о статусе Тибета. Автор считает этот договор своей заслугой.
Вместе с Далай-ламой Агван Доржиев приезжает в Китай и присутствует на встрече с китайским императором.
Вскоре автору удаётся получить разрешение на строительство в Петербурге дацана. Но православные священники выступают против этого и посылают Агвану Доржиеву угрозы. То же самое происходит, когда начинается строительство дацана у бурят-эхиритов. Тем не менее, строительство успешно завершилось.
Потом Китай нападает на Тибет и хочет лишить Далай-ламу его власти. Автор отправляется на помощь. Пробыв некоторое время в Тибете, он едет в Россию с дарами от Далай-ламы.
В Петербурге заканчивается возведение дацана. Агван Доржиев торжественно открывает его.
Между тем, в России назревает смута. Люди отступают от вековых порядков, подданные восстают против правителей. Конституционные демократы (кадеты) свергают императора.
Буряты в это время создают собственное правительство. Хамбо-лама Итигэлов способствует очищению буддизма. При поддержке Агвана Доржиева готовится закон о религиях.
Спустя время случается восстание большевиков во главе с Лениным. В стране наступают беспорядки. Агвана Доржиева заключают в Бутырскую тюрьму. С помощью Петербургских товарищей ему удалось освободиться. Автор опечален тем, в каком положении оказался буддизм после революции. Но он убеждён, что буддийская религия не противоречит законам большевиков и призывает к дальнейшему развитию буддизма у бурят и калмыков. В случившихся переменах он видит возможность очистить буддийскую общину от пороков, зародившихся в прежнее время.
В конце поэмы автор пишет, что в его сочинении нет большой ценности, но он создал его, поддавшись просьбам и уговорам товарищей. Выдающиеся ламы поднесли ему дары и очень просили описать свою жизнь. Тогда Агван Доржиев сочинил эту поэму, преувеличив в ней свои положительные поступки и скрыв дурные.