Занимательные заметки. Описание путешествия вокруг света

Дэлхэйе эрьежэ бүтэhэн домог, hонирхолой бэшэг тэды хэмээхэ орошобо

Бурятский лама отправляется на учёбу в Тибет и попадает в круговорот международной политики. Летопись эпохи перемен в стиле традиционной буддийской литературы.

Автор: Агван Доржиев

Год: 1921

Жанр: автобиография

О чём это?
Известный бурятский религиозный, культурный и политический деятель Агван Доржиев рассказывает историю своей жизни.

Как это написано?
Сочинение Агвана Доржиева иногда рассматривают как намтар — так в буддийской литературе называют жизнеописания выдающихся лам. Но обычно намтары создавались уже после ухода из жизни их героев. Впрочем, автобиография Агвана Доржиева — не единственное подобное сочинение в бурятской литературе. Например, в XIX веке довольно пространную автобиографию написал настоятель Цугольского дацана Галсан-Жимба Дылгыров. Поэма Агвана Доржиева в какой-то мере продолжает эту традицию.

Традиции буддийской литературы хорошо заметны в языке и форме этой поэмы. Совершенно канонически выглядят её начало и конец, где автор воздаёт хвалу учению Будды и уничижительно говорит о собственном труде в сравнении с другими великими сочинениями: можно подумать, что Агван Доржиев здесь иронизирует над собой, но даже если и так — он следует давно принятому среди буддийских сочинителей правилу.

С другой стороны, в своей автобиографии Агван Доржиев явно выходит за рамки тем и сюжетов традиционной буддийской литературы. Большое внимание он уделяет вопросам политики, рассматривает судьбу бурятской нации не только с точки рения религии, но также со стороны государственности и культуры. Это сближает его текст с литературой бурятского просветительства, для которой эти вопросы были в числе основных. Поэтому можно сказать, что «Занимательные заметки» по своему стилю и содержанию лежат на пересечении двух течений бурятской литературы начала ХХ века — традиционной литературы и литературы просветительства.

Что хотел сказать автор?
Агван Доржиев был далеко не обычным ламой. И дело даже не в том, что он достиг самых больших высот в буддийской иерархии, став одним из учителей Далай-ламы. В начале ХХ века в бурятском буддизме оформляется движение обновленчества, участники которого хотели изменить религиозную жизнь в духе нового времени. По мнению «обновленцев», буддийская сангха должна была играть большую роль в общественной и культурной жизни, не ограничиваясь только религиозной сферой. И Агван Доржиев в своей деятельности руководствовался этой идеей: будучи ламой, он также выступал как дипломат, учёный, писатель, издатель, лидер национального движения.

В начале 1920-х годов идея обновленчества приобрела особую актуальность. В новых политических условиях существование буддийской религии в её традиционном виде оказалось под вопросом. Сторонники обновленчества, в том числе и Агван Доржиев, искали возможности «подружить» буддизм с новой советской культурой. По их мнению, буддизм мог бы сыграть важную роль в строительстве национальной культуры, распространении грамотности и развитии образования, а также помочь в установлении отношений со странами Азии.

В «Занимательных заметках» Агвана Доржиева хорошо заметна эта мысль: описывая свою жизнь, он показывает, как его служение буддийскому учению соединяется с политической, общественной и культурной деятельностью, и какую пользу он таким образом принёс бурятскому народу, России и Тибету.

Краткое содержание
В начале поэмы автор воздаёт хвалу Будде и его учению. Он говорит, что жизнеописания выдающихся людей приносят большую пользу тем, кто их читает, а его автобиография — лишь «источник скуки и рассеянности ума».

Агван Доржиев рассказывает, что он родился в бурятской семье и годы юности провёл «в порочной жизни». Но потом он начал усердствовать в постижении буддийского учения и совершенствовать своё поведение. В 19 лет он отправился в Тибет.

Далее он рассказывает о своём обучении в Тибете и Монголии. Оно завершается получением высокого звания парма-лхарамбы. После этого Агван Доржиев становится одним из наставников тринадцатилетнего Далай-ламы.

В те годы в Тибете с подозрением относились к подданным Российского государства. А дело было в том, что Англия пыталась захватить Тибет, и тибетцы решили закрыть свою страну для всех людей с Запада. Агван Доржиев пытался убедить тибетское правительство, что союз с Россией поможет защитить Тибет от английского завоевания.

Посетив Индию и Китай, автор возвращается на родину. Находясь в Бурятии, он принимает решение направиться к императору в Петербург, чтобы говорить с ним насчёт Тибета. Император принимает Агвана Доржиева и выслушивает его.

Потом Агван Доржиев отправился с визитом во Францию. В Париже он совершает буддийское богослужение. После этого он путешествует по странам Европы.

Вернувшись в Россию, автор посещает калмыков. Они передают через него подношения Далай-ламе.

Агван Доржиев приезжает в Тибет и вскоре снова отправляется в Россию, чтобы вести переговоры о поддержке Тибета. Недоброжелатели препятствуют этому делу. Автор едет в Китай, где становится свидетелем восстания ихэтуаней. Потом через Японию он попадает во Владивосток. В России автор встречается с Николаем II и, заручившись его одобрением, возвращается в Тибет. В Тибете тоже одобряют установление отношений с Россией.

После этого Агван Доржиев едет в Индию и встречается там с русским консулом. Между тем, в Индии повсюду разыскивают его как противника английской политики. Из Индии он отправляется в Россию, где снова встречается с императором.

Находясь в России, автор помогает калмыкам создать у себя школы буддийской философии. Также он способствует развитию тибетской медицины.

Агван Доржиев пытается обратить в буддизм бурят, живущих на западном берегу Байкала. В это время упраздняют бурятские степные думы и учреждают волости. По мнению автора, это решение было неправильным.

Когда он приехал в Тибет, началась Русско-японская война, и в это же время Англия ввела свои войска в Тибет. Агван Доржиев вместе с Далай-ламой укрывается в Монголии. Потом он уезжает в Петербург, чтобы просить у императора поддержки. В итоге Англия, Россия и Китай договариваются о статусе Тибета. Автор считает этот договор своей заслугой.

Вместе с Далай-ламой Агван Доржиев приезжает в Китай и присутствует на встрече с китайским императором.

Вскоре автору удаётся получить разрешение на строительство в Петербурге дацана. Но православные священники выступают против этого и посылают Агвану Доржиеву угрозы. То же самое происходит, когда начинается строительство дацана у бурят-эхиритов. Тем не менее, строительство успешно завершилось.

Потом Китай нападает на Тибет и хочет лишить Далай-ламу его власти. Автор отправляется на помощь. Пробыв некоторое время в Тибете, он едет в Россию с дарами от Далай-ламы.

В Петербурге заканчивается возведение дацана. Агван Доржиев торжественно открывает его.

Между тем, в России назревает смута. Люди отступают от вековых порядков, подданные восстают против правителей. Конституционные демократы (кадеты) свергают императора.

Буряты в это время создают собственное правительство. Хамбо-лама Итигэлов способствует очищению буддизма. При поддержке Агвана Доржиева готовится закон о религиях.

Спустя время случается восстание большевиков во главе с Лениным. В стране наступают беспорядки. Агвана Доржиева заключают в Бутырскую тюрьму. С помощью Петербургских товарищей ему удалось освободиться. Автор опечален тем, в каком положении оказался буддизм после революции. Но он убеждён, что буддийская религия не противоречит законам большевиков и призывает к дальнейшему развитию буддизма у бурят и калмыков. В случившихся переменах он видит возможность очистить буддийскую общину от пороков, зародившихся в прежнее время.

В конце поэмы автор пишет, что в его сочинении нет большой ценности, но он создал его, поддавшись просьбам и уговорам товарищей. Выдающиеся ламы поднесли ему дары и очень просили описать свою жизнь. Тогда Агван Доржиев сочинил эту поэму, преувеличив в ней свои положительные поступки и скрыв дурные.
Тэги

Литература бурятского просветительства
Драматургия
Агинское
Читать онлайн
бур
Эрхэгүй бэшыта гэhэн нүхэдые харюулхада бэрхэhээ,
Жаран найман наhан хүрэтэрөө тэнэhэн ябадалай
Али мууень нюугаад, hайниие түүжэ,
Эшэгүүригүй үбгэн Вагиндра хэмээхэ
Түмэр тахяа жэлэй гурбадахи hарада бэшэбэ.
Так как оставить друзей ни с чем было трудно,
я, бесстыдный старик Вагиндара,
в третьем месяце года железа-курицы
описал события своих блужданий, совершённых до 68 лет,
стараясь скрыть дурные поступки и собрать хорошие.
(Перевод А. Цендиной)
Связанные статьи