Одна из поздних бурятских исторических хроник. Старинные легенды, народные песни и интересные случаи из жизни хоринских тайшей.
Автор: неизвестен
Год: 1920-е годы
О чём это?
В хронике рассказывается об истории хори-бурятского народа от легендарного предка Барга-батора до начала ХХ века.
Как это написано?
Хроника неизвестного автора продолжает традицию, начатую ещё в XVIII веке «Легендой о Бальжин-хатан» — первой хроникой хори-бурят. Как и другие хори-бурятские хроники, «Ацагатский очерк» можно разделить на две части: первая основана на фольклорных преданиях, а вторая — на документальном материале. Поэтому первая часть больше похожа на художественную прозу, в то время как вторая может местами напоминать некий отчёт. Но в «Ацагатском очерке» есть особенные приметы авторского стиля, которые отличают его от других хроник. Автор этой хроники отличался научным складом ума и стремился как можно полнее и точнее изложить историю своего народа. Для этого он использовал не только предшествующие хроники и устные предания, но и научную литературу по истории и этнографии, а также исторические сочинения других народов. В отличие от предыдущих бурятских летописцев, автор «Очерка» позволяет себе скептический взгляд на народные предания о происхождении хори-бурят: он прямо заявляет, что всё это — скорее всего, выдумки, но поскольку и у других народов есть свои легенды, он счёл нужным включить эти истории в своё сочинение. Ещё одна примечательная особенность этой хроники — особое внимание к жизни хоринских тайшей. Автор подробно рассказывает, кто и в какое время возглавлял Хоринскую степную думу, и приводит разные интересные истории, связанные с тем или иным тайшой.
Что хотел сказать автор?
У людей всегда есть потребность в осознании своего прошлого. Исторические хроники были для бурят одним из главных способов представить прошлое своего народа в виде последовательно развивающейся истории. «Ацагатский очерк» был написан после революции, когда мир вокруг сильно изменился и многие явления прошлого навсегда остались позади. При этом ещё до революции произошло упразднение степной думы, о которой так подробно рассказывает автор очерка. Вероятно, он стремился сохранить историю своего народа, чтобы в изменившемся мире его потомки не забыли, какой путь проделали хори-буряты в прошлом.
Краткое содержание
Хроника начинается с легенды о Баргу-баторе. Однажды он увидел, как на озеро прилетают волшебные девушки-лебедицы, которые, сбросив птичью одежду, идут купаться. Он спрятал одежду одной из девушек и так сделал её своей женой. Спустя время жена выпросила у Баргу-батора свою птичью одежду и улетела от него на небо. С тех пор потомки Баргу-батора почитают лебедицу как свою праматерь. После этого Баргу-батор взял вторую жену Будан-хатан, и у них родилась дочь Баргужин-гуа. Она вышла замуж за Хоридой-мэргэна. У них родилось три сына: Улид — предок западных монголов, Бурид — предок эхиритов и булагатов и Хорид — предок хори-бурят. Его одиннадцать сыновей положили начало одиннадцати хоринским родам.
Следующая часть хроники посвящена тому, как хори-буряты стали подданными Российского государства. Однажды властвующий над ними правитель отдал их в приданое Бальжин-хатан, которая вышла замуж за ханского сына Дайхун-тайджи. Из-за того, что отношения между Бальжин и свекровью не сложились, они с хори-бурятами решили уйти на другие земли. Отец её мужа Буубэй-бэйлэ был разгневан и отправил воинов, чтобы они покарали Бальжин. Бальжин-хатан была убита ими, а хори-буряты оказались в Забайкалье. Здесь они решили стать подданными русского царя Алексея Михайловича.
Потом хори-буряты столкнулись с произволом местных начальников, которые отбирали у них земли и брали в плен жён и детей, добиваясь выплаты ясака. Тогда было решено отправить делегацию к Петру I, чтобы он установил справедливость. Русский царь повелел прекратить притеснения хори-бурят. Но на обратном пути глава делегации Бадан Туракин из-за ссоры или в пьяном угаре убил шаманку Эрэшкэн, сопровождавшую делегацию, а вернувшись на родину, сказал что она умерла от голода.
Далее рассказывается об установлении российско-монгольской границы. Для её проведения приехал граф Савва Рагузинский. Ему помогал бурятский родоначальник Шодо Болтригон. Когда нужно было решить, где проводить границу, Шодо спросил совета у своего родственника Шилдэй-занги. Тот дал ему ответ в форме загадки. Шодо не понял сказанного, и границу провели так, что Шилдэй-занги оказался на монгольской стороне. Когда он хотел приехать к российским сородичам, его задержали и казнили в соответствии с договором между государствами.
Дальнейшее повествование сосредоточивается на истории хоринских тайшей, первым из которых стал Шодо Болтригон. Вначале должность тайши передавалась по наследству, затем их стало возможно назначать и из других людей. Автор рассказывает, кто и как становился тайшой, и приводит самые примечательные факты о каждом из них. Завершается рукопись тем, что в 1904 году вступила в силу Волостная реформа и бурятские степные думы перестали существовать.