Ацагатский очерк о хори-бурятах

Хори буряадууд тухай Асагадта бэшэгдэhэн тобшо түүхэ

Одна из поздних бурятских исторических хроник. Старинные легенды, народные песни и интересные случаи из жизни хоринских тайшей.

Автор: неизвестен

Год: 1920-е годы

О чём это?
В хронике рассказывается об истории хори-бурятского народа от легендарного предка Барга-батора до начала ХХ века.

Как это написано?
Хроника неизвестного автора продолжает традицию, начатую ещё в XVIII веке «Легендой о Бальжин-хатан» — первой хроникой хори-бурят. Как и другие хори-бурятские хроники, «Ацагатский очерк» можно разделить на две части: первая основана на фольклорных преданиях, а вторая — на документальном материале. Поэтому первая часть больше похожа на художественную прозу, в то время как вторая может местами напоминать некий отчёт. Но в «Ацагатском очерке» есть особенные приметы авторского стиля, которые отличают его от других хроник. Автор этой хроники отличался научным складом ума и стремился как можно полнее и точнее изложить историю своего народа. Для этого он использовал не только предшествующие хроники и устные предания, но и научную литературу по истории и этнографии, а также исторические сочинения других народов. В отличие от предыдущих бурятских летописцев, автор «Очерка» позволяет себе скептический взгляд на народные предания о происхождении хори-бурят: он прямо заявляет, что всё это — скорее всего, выдумки, но поскольку и у других народов есть свои легенды, он счёл нужным включить эти истории в своё сочинение. Ещё одна примечательная особенность этой хроники — особое внимание к жизни хоринских тайшей. Автор подробно рассказывает, кто и в какое время возглавлял Хоринскую степную думу, и приводит разные интересные истории, связанные с тем или иным тайшой.

Что хотел сказать автор?
У людей всегда есть потребность в осознании своего прошлого. Исторические хроники были для бурят одним из главных способов представить прошлое своего народа в виде последовательно развивающейся истории. «Ацагатский очерк» был написан после революции, когда мир вокруг сильно изменился и многие явления прошлого навсегда остались позади. При этом ещё до революции произошло упразднение степной думы, о которой так подробно рассказывает автор очерка. Вероятно, он стремился сохранить историю своего народа, чтобы в изменившемся мире его потомки не забыли, какой путь проделали хори-буряты в прошлом.

Краткое содержание
Хроника начинается с легенды о Баргу-баторе. Однажды он увидел, как на озеро прилетают волшебные девушки-лебедицы, которые, сбросив птичью одежду, идут купаться. Он спрятал одежду одной из девушек и так сделал её своей женой. Спустя время жена выпросила у Баргу-батора свою птичью одежду и улетела от него на небо. С тех пор потомки Баргу-батора почитают лебедицу как свою праматерь. После этого Баргу-батор взял вторую жену Будан-хатан, и у них родилась дочь Баргужин-гуа. Она вышла замуж за Хоридой-мэргэна. У них родилось три сына: Улид — предок западных монголов, Бурид — предок эхиритов и булагатов и Хорид — предок хори-бурят. Его одиннадцать сыновей положили начало одиннадцати хоринским родам.

Следующая часть хроники посвящена тому, как хори-буряты стали подданными Российского государства. Однажды властвующий над ними правитель отдал их в приданое Бальжин-хатан, которая вышла замуж за ханского сына Дайхун-тайджи. Из-за того, что отношения между Бальжин и свекровью не сложились, они с хори-бурятами решили уйти на другие земли. Отец её мужа Буубэй-бэйлэ был разгневан и отправил воинов, чтобы они покарали Бальжин. Бальжин-хатан была убита ими, а хори-буряты оказались в Забайкалье. Здесь они решили стать подданными русского царя Алексея Михайловича.

Потом хори-буряты столкнулись с произволом местных начальников, которые отбирали у них земли и брали в плен жён и детей, добиваясь выплаты ясака. Тогда было решено отправить делегацию к Петру I, чтобы он установил справедливость. Русский царь повелел прекратить притеснения хори-бурят. Но на обратном пути глава делегации Бадан Туракин из-за ссоры или в пьяном угаре убил шаманку Эрэшкэн, сопровождавшую делегацию, а вернувшись на родину, сказал что она умерла от голода.

Далее рассказывается об установлении российско-монгольской границы. Для её проведения приехал граф Савва Рагузинский. Ему помогал бурятский родоначальник Шодо Болтригон. Когда нужно было решить, где проводить границу, Шодо спросил совета у своего родственника Шилдэй-занги. Тот дал ему ответ в форме загадки. Шодо не понял сказанного, и границу провели так, что Шилдэй-занги оказался на монгольской стороне. Когда он хотел приехать к российским сородичам, его задержали и казнили в соответствии с договором между государствами.

Дальнейшее повествование сосредоточивается на истории хоринских тайшей, первым из которых стал Шодо Болтригон. Вначале должность тайши передавалась по наследству, затем их стало возможно назначать и из других людей. Автор рассказывает, кто и как становился тайшой, и приводит самые примечательные факты о каждом из них. Завершается рукопись тем, что в 1904 году вступила в силу Волостная реформа и бурятские степные думы перестали существовать.
Тэги

Традиционная бурятская Литература
Проза
Центры традиционной книжности
Читать онлайн
Энэ болбол дэндүү худал болобошъе, дэлхэйн ехэншэг уласуудай тэнгэри, луус, ягшас, рагшас, шоно аръяатанhаа анханда
хубилбай гэhэн худал үгэнүүдэй нэгэн бололтой.
Хоть эта история слишком вздорна, но она из того же ряда, что и истории великих наций мира, в которых говорится о том, что они произошли от небесных божеств и духов вод, якшасов и ракшасов, волков и других хищников.
(Перевод А. Жамсоева и Л. Бадмаевой.)
Связанные статьи