1920-е годы — время рождения бурятской литературной критики. Литературная критика призвана оценивать только что вышедшие произведения, осмыслять новейшие тенденции в литературе и указывать пути её развития. После образования Бурят-Монгольской АССР вопросы развития бурятской литературы выносятся на государственный уровень, их начинают широко обсуждать в печати и на различных совещаниях. Именно созданию новой национальной литературы посвящены первые критические статьи, авторами которых были Базар Барадин, Солбонэ Туя и Мунко Саридак.Базар Барадин в статье «Вопросы сценического искусства бурят-монголов» остановился на проблемах развития бурятской драматургии и театра. В первой части статьи он пишет об истоках театрального искусства у бурят — различных обрядах и играх. Во второй части Барадин описывает зарождение театра у западных и восточных бурят и особенно отмечает Агинский народный театр, пьесы которого стали пользоваться популярностью по всей Бурятии. Наконец, в третьей части он говорит о задачах, которые стоят перед бурятским театром в 1920-е годы. Это издание пьес, которые до тех пор распространялись в рукописной форме, повышение профессионального уровня бурятского театра. Говоря о развитии драматургии, Барадин предлагает использовать в бурятских пьесах богатство шаманской поэзии: он называет шаманов «натуральными вдохновенными артистами и поэтами» и считает, что они сыграли важную роль в становлении бурятского театра.
Солбонэ Туя, в свою очередь, обратился к вопросам развития бурятской поэзии. В статье «О бурят-монгольском эпосе и шаманской поэзии» он, как и Базар Барадин, подчёркивает важность использования фольклорного наследия в новой бурятской литературе. Как выдающие образцы народной поэзии Солбонэ Туя выделяет эпос «Гэсэр» и песнопения бурятских шаманов. В другой своей статье, написанной в память о погибшем поэте Мунко Саридаке, Солбонэ Туя подробно рассматривает его творчество. Он отмечает изящество формы его стихов, способность поэта тонко чувствовать и глубоко переживать события и явления окружающего мира. Эта статья стала первым в бурятской критике опытом «литературного портрета», то есть описания творчества отдельно взятого автора.
Сам Мунко Саридак тоже выступал в печати как критик. Будучи журналистом, он освещал события литературной жизни и откликался на выход новых произведений. Для критики Мунко Саридака характерно внимание к деталям, стремление обнаружить преимущества и недостатки каждого произведения. Яркий пример его критической работы — статья «Мэлжелгэ» («Олимпиада»), посвящённая художественной олимпиаде в одном из районов Бурятии. Такие конкурсы в то время устраивали, чтобы найти новые таланты, способные внести вклад в развитие национальной культуры. Интересно, что Мунко Саридак, как и его старшие современники, скептически относится к идее бездумного следования образцам чужой культуры и поддерживает использование бурятского художественного наследия: например, постановка по мотивам буддийской мистерии понравилась ему больше, чем попытки бурятских учеников копировать русский театр.
Писатели-критики 1920-х годов, рассуждая о будущем национальной литературы, хотели найти баланс между традициями и обновлением своей культуры. Потом это станет одним из поводов обвинить их в недостаточной верности новой советской идеологии. Но в последующем их идеи вновь окажутся актуальны. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на современную бурятскую поэзию и драматургию, которые развиваются с опорой на фольклорные традиции.