Центры традиционной книжности

На территории Забайкалья с XVIII века существовала традиционная бурятская письменная культура. Её главными центрами были дацаны — Гусиноозёрский, Агинский, Анинский, Цугольский и другие. В их стенах создавались переводы с тибетского языка и оригинальные сочинения традиционной бурятской литературы. В дореволюционный период большой вклад в развитие литературы внесли бурятские ламы Галсан-Жимба Дылгиров, Лубсан-Доржи Данжинов, Ринчен Номтоев, Эрдэни-Хайбзун Галшиев, Агван Доржиев. В бурятских дацанах было развито ксилографическое книгопечатание — то есть печать книг с помощью деревянных форм. Таким способом издавались религиозные сочинения, призванные распространять буддийское учение как среди лам и хувараков, так и среди простого народа.

Наряду с дацанами письменные сочинения создавались при степных думах — Хоринской, Агинской, Селенгинской, Баргузинской. Главы и чиновники степных дум оставили богатое наследие исторических хроник. Интереснейшими памятниками письменной литературы бурят стали хроники Тугултура Тобоева, Цэдэбжаба Сахарова, Юмдэлэга Ломбоцыренова. Выдающимся бурятским писателем XIX века был чиновник Хоринской степной думы Вандан Юмсунов. Ему принадлежат историческая хроника хори-бурятского народа, улигер «Эрилтэй-хан и его волшебный чубарый конь», описание путешествия хоринской делегации в Петербург в 1876 году. В начале ХХ века степные думы были упразднены, но сформированные вокруг них литературные традиции — например, написание исторических хроник — ещё долго сохранялись среди бурят Забайкалья.

В 1920-е годы после прошедшей революции, Гражданской войны и культурных преобразований центры традиционной книжности уже не играли такой важной роли в бурятской культуре, как до революции. Но и в эти годы в стенах дацанов и на территориях бывших степных дум были созданы примечательные произведения. Заметным явлением стало творчество хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова, который провёл последние годы своей жизни в Янгажинском дацане. А в селе Ацагат неизвестный автор написал историческую хронику хори-бурят, продолжив дело бурятских летописцев XIX века.
Связанные статьи