Как совершенствовать своё сознание? Краткая инструкция от самого известного бурятского хамбо-ламы.Автор: Даши-Доржо ИтигэловГод: 1927
Жанр: дидактическая поэма
О чём это?Автор наставляет читателей, как достичь состояния нирваны и предостерегает от препятствий на этом нелёгком пути.
Как это написано?Наказы выдающихся лам можно считать одним из жанров традиционной буддийской литературы. Такие произведения есть в творческом наследии многих монгольских и бурятских лам. При этом по содержанию и форме они заметно отличаются друг от друга. Есть наказы прозаические, есть — стихотворные. «Завет» Даши-Доржо Итигэлова относится ко второму виду. Что касается содержания, то оно тоже могло быть разным: кто-то из буддийских учителей уделял основное внимание правильному поведению в повседневной жизни, кто-то — соблюдению обрядов, иные ставили в центр духовную практику — как это сделал
Даши-Доржо Итигэлов.
Его поэма продолжает традицию поэтических наставлений по достижению нирваны, идущую из средневековой индийской литературы. Классический образец такой поэмы — «Бодхичарьяаватара» («Путь бодхисаттвы») индийского философа Шантидевы. «Завет» Даши-Доржо Итигэлова гораздо меньше этой объёмной поэмы, но по структуре и основным идеям он похож на неё. Как и Шантидева, бурятский лама начинает с описания своего идеала — человека, достигшего нирваны, а потом переходит к конкретным шагам, которые должен предпринять каждый, кто хочет достичь просветления, и завершает своё произведение призывом ко всем читателям встать на этот путь.
Следуя традициям буддийских проповедей, Даши-Доржо Итигэлов использует сравнения, метафоры, символы. Например, человека, достигшего просветления, он сравнивает с цветком, растущим на земле, а его преобразованную психику — с горой Сумеру, которая в индо-буддийской мифологии считается центром мира.
Что хотел сказать автор?Главная идея поэмы «Завет» отражает суть буддийского учения: высшая цель человека состоит в достижении нирваны, а для этого ему нужно совершенствовать своё мировоззрение, поведение и духовную дисциплину. Даши-Доржо Итигэлов говорит, что следует отвлечься от всего бренного, непостоянного — оно лишь задерживает человека в Сансаре, соблюдать нормы правильного, безгреховного поведения и посвятить себя духовной практике, которая обеспечит выход из бесконечного круга перерождений.
Также есть мнение, что в своём «Завете» Даши-Доржо Итигэлов указывает людям истинный путь в эпоху революционных преобразований и надвигающихся гонений на религию. Он призывает, несмотря на внешние обстоятельства, всегда стремиться к буддийскому идеалу и находить в нём спасение от невзгод земной жизни.
Краткое содержаниеПоэма начинается с описания человека, который достиг состояния нирваны. Он искоренил в себе стремление к жизни в Сансаре. Следуя учению Будды, он преобразовал свою психику (пять скандх — пять форм восприятия мира) так, чтобы увидеть истину. Теперь он спокоен, подобно растущему на земле цветку. Его не совращают с пути привязанности, удерживающие людей в круге перерождений.
Далее автор предостерегает читателя от увлечения земной жизнью в ущерб духовному совершенствованию. Ведомые заблуждениями, люди посвящают себя земным удовольствиям, общению, накоплению богатств — но всё это не последует за человеком в следующей жизни, а лишь оставит след в его карме и отдалит от нирваны.
В завершение поэмы автор призывает усердствовать в практике десяти благих деяний, то есть воздерживаться от десяти пороков: убийства, воровства, разврата, лжи, злословия, грубости, пустословия, зависти, злонамеренности, ложных воззрений. В этом — говорит автор — состоит его главный наказ.