В отличие от прозы и поэзии, драматургия в бурятской литературе имеет не столь давнюю историю. Её возникновение связано с движением просветительства. Первые бурятские пьесы были написаны студентами Иркутской учительской семинарии и поставлены на так называемых этнографических вечерах, которые проводились для сбора денег в пользу учащейся молодёжи. Вслед за бурятами Иркутска подобные пьесы стали писать и восточные буряты. Эти пьесы изображали повседневную бурятскую жизнь и высвечивали проблемы современного общества. Их сюжеты обычно были просты, герои однозначно делились на положительных и отрицательных, и зрителю ясно давали понять, на чьей стороне правда.

Почти все пьесы писателей-просветителей основаны всего на нескольких типичных сюжетных схемах. Первый распространённый сюжетный тип — болезнь героя, которая вынуждает его родственников обращаться за помощью к шаманам или ламам. Такой сюжет имела первая бурятская пьеса «Смерть», написанная Даниилом Абашеевым, а также, например, пьеса Хоца Намсараева «Темнота». В этих пьесах поднималась проблема суеверий и недоступности профессиональной медицины для бурят. Другой не менее распространённый сюжетный тип основывался на конфликте влюблённых друг в друга молодых людей с их родителями, которые уже нашли своим детям других супругов. Такой конфликт присутствует, например, в пьесе Сергея Балдаева «Пастух Цырен» и Дондок-Ринчина Намжилона «Обновление». Идея этих пьес заключалась в необходимости освобождения человека от диктата устаревших традиций, демократизации бурятского общества. Наконец, третий основной тип сюжета просветительских пьес демонстрировал последствия пагубных увлечений, таких как алкоголизм и азартные игры. Например, в пьесе Ивана Барлукова «Вино виновато» отец семейства, напившись, теряет все свои деньги, а в пьесе Чойжил-Лхамо Базарона «Картёжники» главный герой проигрывает своё состояние в карты.

После революции в пьесах деятелей национального движения появляется более ярко выраженная политическая проблематика. Особенно характерно это для драматургии Базара Барадина. В своих пьесах он впервые обращается не к современности, а к событиям прошлого — но при этом всё равно говорит со зрителем на злободневные темы. В пьесе «Шойжид» Барадин показывает события столетней давности, когда часть бурятских земель была отдана переселенцам, а бурятские чиновники вместо того, чтобы отстаивать интересы всего народа, заботились лишь о сохранении своих родовых земель. Здесь звучит актуальная в годы создания бурятской автономии идея национального единения, необходимости думать о благе всего бурятского народа, а не только о своих частных интересах. В пьесе «Жэгдэн» автор в комическом свете изобразил дореволюционного чиновника Жэгдэна Зориктуева — недалёкого, жадного и эгоистичного человека. Такой чиновник был антигероем национального движения, ведь для успешного развития бурятского народа им должны руководить с совершенно противоположными качествами.

В 1921 году Базар Барадин создаёт свою самую значимую пьесу — историческую драму «Великая сестрица-шаманка». И по стилю, и по содержанию она отличается от всех предшествующих бурятских пьес. В ней драматург обращается не к повседневной жизни, а к событию беспрецедентной важности в истории бурятского народа — походу хори-бурят к Петру I в 1702 году. Под стать сюжету и форма пьесы — она написана стихами высокого стиля, и для большей эффектности в действие включены целые сцены шаманских обрядов. Такое соединение исторического сюжета, традиций народной поэзии и обрядов стало новым словом в бурятской драматургии. Но пьеса Базара Барадина вскоре была раскритикована — считалось, что в новой советской литературе не место «пережиткам» старых верований и обрядов. Поэтому творческие находки Барадина не получили дальнейшего развития в драматургии 1920-х годов.

После 1923 года советская бурятская драматургия была представлена двумя основными направлениями. Первое заключалось в критическом изображении дореволюционной жизни. Старые порядки могли критиковать через сюжеты о трагических судьбах угнетённых людей — как в пьесе Дондок-Ринчина Намжилона «Смерть от тоски», где главная героиня совершает самоубийство, не выдержав жизни с нелюбимым мужем, за которого её насильно отдали родители; либо через высмеивание характерных явлений прошлого — как в пьесе Хоца Намсараева «Оракул Дамби», где лама-провидец оказывается простым шарлатаном, да к тому же и глуповатым.

Второе направление советской бурятской драматургии — пьесы о революции. Их действие строилось вокруг конфликта между сторонниками советской власти и её противниками. После нелёгкой борьбы первые, естественно, одерживали победу и устанавливали на бурятской земле новый, справедливый порядок. К этому направлению относятся пьесы Сергей Балдаева «Торжество правды» и Аполлона Шадаева «Власть советов».

Тема современной советской жизни в драматургии 1920-х годов ещё получила развития. Такие пьесы бурятские драматурги станут писать позднее — в 1930-е годы.

Драматургия

Связанные статьи