Казалось бы, что может связывать Петроград (так с 1914 до 1924 года назывался Санкт-Петербург) с бурятской литературой? Но на самом деле, хоть этот город и расположен далеко от Бурятии, он сыграл важную роль в истории бурятской культуры.В начале ХХ века Петербург был местом жизни и деятельности целого ряда выдающихся личностей в истории бурятского народа. Врач тибетской медицины и предприниматель Пётр Бадмаев основал в этом городе гимназию, в которую приезжали учиться одарённые бурятские юноши. Бурятские студенты учились и в Петербургском университете. Среди них — выдающиеся политические и культурные деятели Элбек-Доржи Ринчино, Цыбен Жамцарано,
Базар Барадин. В те же годы в Петербурге вёл активную деятельность
Агван Доржиев — лама, дипломат и просветитель. В 1915 году его усилиями был открыт дацан — яркий символ бурятского присутствия в российской столице.
Уже в дореволюционное время Петербург стал одним из центров развития бурятской литературы. В 1906 году Агван Доржиев основал здесь первое бурятское издательство «Наран». Среди изданных им книг — сочинения о буддизме, истории монголов и бурят, переводы из тибетской и русской литературы. В те же годы Доржиев создал письменность «вагиндра» для бурятского языка, чтобы заменить устаревшее монгольское письмо, которым в то время пользовались буряты.
В 1910 году Элбек-Доржи Ринчино, бывший в то время студентов университета, сочинил и издал на письменности «вагиндра» поэму «Новая судьба», в которой он обращался к бурятской интеллигенции с призывом заняться просвещением народа. Эта поэма — одно их главных произведений литературы бурятского просветительства.
В 1921 году Агван Доржиев, находясь в Петрограде, написал в стихах свою автобиографию под названием
«Занимательные заметки. Описание путешествия вокруг света» — уникальное сочинение, занимающее особое место в бурятской литературе 1920-х годов.