В традиционной бурятской культуре были различные формы зрелищ. Шаманы во время обрядов изображали персонажей мифологии, духи которых будто вселялись в их тело; на развлекательных вечерах люди разыгрывали небольшие юмористические сценки; при дацанах проводились мистерии, где ламы и послушники-хувараки представали в образах божеств буддийского пантеона. Но театр как отдельный вид искусства появился у бурят только в начале ХХ века.В 1908 году бурятские студенты в
Иркутске впервые ставят спектакль по пьесе своего товарища Даниила Абашеева «Смерть». За этим последовали и другие постановки, авторами которых были учащиеся буряты. Этот любительский театр был тесно связан с просветительским движением, зародившимся среди бурят в то же время. Спектакли высвечивали пороки и проблемы бурятского общества — невежество, пьянство, страсть к азартным играм, бедность и другие — и указывали путь к их преодолению. Несколько позже, чем в Иркутске, появились любительские театры и в бурятских селениях к востоку от Байкала — например, в
Аге и Кижинге.
После революции 1917 года бурятский любительский театр также был средством агитации за новые идеи. Особенно ярко это проявилось в деятельности Агинского народного театра, одним из руководителей которого стал
Базар Барадин. На рубеже 1910−1920-х годов в этом театре одна за другой ставятся на пьесы на актуальные политические темы. Спектакль по пьесе
Дондок-Ринчина Намжилона «Обновление» был посвящён изменению ментальности бурятского общества: его молодые герои выступали против старой традиции выдавать замуж и женить детей по воле родителей. Совместная постановка Д.-Р. Намжилона и Б. Барадина «Жигдэн» высмеивала дореволюционных бурятских чиновников, их ограниченность и неспособность работать во благо своему народу. Новым шагом в развитии бурятского театра стали спектакли по историческим драмам Б. Барадина «Шойжид» и
«Великая сестрица-шаманка». Их главная тема — прошлое бурятского народа, его борьба за свои права, которая предшествовала обретению полноценного национального самоуправления после революции.
В 1923 году после образования Бурятской АССР центр развития бурятского театра перемещается в новую столицу —
Верхнеудинск. Теперь бурятский театр был поставлен на службу идеологии советского государства. Правительство республики поддерживало любительские театры и призывало драматургов со всей Бурятии присылать свои пьесы в Верхнеудинск, чтобы их там печатали и распространяли среди разных театров. В самом Верхнеудинске стали проводить спектакли, которые нередко были приурочены к праздникам и памятным датам: например, 8 ноября 1924 года состоялся первый спектакль самодеятельной труппы учащихся педагогического техникума, посвящённый очередной годовщине Октябрьской революции (ставили пьесу
С. Балдаева и А. Мархаева «Сломав старое, создали новое»), а в марте 1925 года в честь Международного женского дня поставили пьесу С. Балдаева «Женская доля» о тяготах жизни дореволюционных бурятских женщин.
К концу 1920-х годов бурятские писатели создали уже довольно много пьес — в основном на актуальные темы революции, критики старой жизни и строительства нового общества. Но бурятский театр так и оставался любительским. Только в 1931 году будет открыт техникум искусств, где начнут готовить профессиональных артистов для бурятского театра. А в 1932 году учредят Бурятский музыкально драматический театр, который позднее разделится на Бурятский театр драмы и Бурятский театр оперы и балета, существующие и поныне.