В традиционной бурятской литературе поэзия была представлена, главным образом, буддийскими дидактическими поэмами. Эта традиция сохранялась и в 1920-е годы — возьмём, к примеру, поэму Даши-Доржо Итигэлова «Завет».

Однако в начале ХХ века появилось ещё одно направление бурятской поэзии, связанное с литературой просветительства. Стихотворения поэтов-просветителей по форме следовали фольклорным традициям, а по содержанию были направлены на пробуждение у бурят национального чувства. Они порицали пороки современного общества, прославляли великих страниц прошлого и приветствовали прогрессивные изменения в обществе, политике и культуре. Один из ярких примеров такой поэзии — поэма Базара Барадина «Сказ о предках бурят-монголов», увидевшая свет в 1922 году. В ней в фольклорно-эпической манере говорится о легендарных великих предках бурят и восславляется новая бурятская государственность, установленная после революции.

Уникальным явлением в истории бурятской литературы осталась поэма-автобиография Агвана Доржиева «Занимательные заметки. Описание путешествия вокруг света», в которой традиции буддийской поэзии соединились с идеями просветительства и сюжетом, достойным авантюрного романа.

Дальнейшее развитие бурятской поэзии в 1920-е годы было связано с включением бурятской литературы в советское культурное пространство. Творчество авторов этой эпохи в основном определялось несколькими темами, преобладавшими в культуре тех лет — прославление революции и её вождей, изображение недостатков старой жизни и достоинств новой, воспевание повседневной жизни советского человека. Также заметное место в советской бурятской поэзии стала занимать тема природы родного края.

Появляются первые бурятские поэмы, написанные в духе советской литературы. В 1927 году, к 10-летию Октябрьской революции, Базар Барадин выпускает поэму «Великое время» — своеобразную оду революции и советскому государству. Позднее бурятские писатели ещё не раз обратятся к этой теме в своих крупных поэтических произведениях.

Получает развитие жанр эпической поэмы — то есть поэмы повествовательной, имеющей развитый сюжет. Хоца Намсараев создаёт поэму «Рассказ гэлэна Бадмы», где в духе антирелигиозной пропаганды своего времени высмеивает злоключения неудачливого служителя культа. Бавасан Абидуев в поэме «Самолёт» представляет эпизод из жизни советского бурятского села, где технический прогресс приходит на помощь людям и помогает окончательно избавиться от старых предрассудков.

Под влиянием русской литературы в бурятскую поэзию приходят новые способы стихосложения. Дамба Дашинимаев первым среди бурятских поэтов попробовал использовать в своих стихотворениях рифму и русские стихотворные размеры, основанные на чередовании ударных и безударных слогов (в бурятском языке их заменили долгие и краткие гласные).

В те же годы возникает такое явление, как русскоязычная бурятская поэзия. Молодые бурятские авторы Солбонэ Туя и Мунко Саридак избирают языком своей поэзии не родной, но ставший им очень близким русский язык, на котором они выражают мысли и чувства бурятского интеллигента переломной эпохи.

Поэзия

Связанные статьи