Лама, дипломат и писатель. Учитель Далай-ламы XIII и автор самого увлекательного жизнеописания в бурятской буддийской литературе.
Один из виднейших деятелей бурятской культуры начала ХХ века Агван Доржиев родился в 1853 году в улусе Хара-Шибирь. Юношей он поступил хувараком в Шулутский дацан, а в возрасте 19 лет покинул родные края, чтобы получить духовное образование сначала в Монголии, а затем в Тибете. Там ему присвоили высшую учёную степень лхарамбы.
Получив образование, Агван Доржиев остался в Тибете и был назначен там одним из наставников юного Далай-ламы XIII. Фактически он стал одним из главных чиновников Тибета. В те годы за влияние на Тибет боролись две империи — Британская и Российская, и Доржиеву пришлось отстаивать интересы тибетцев во внешней политике. Одновременно с этим он стал сотрудничать с властями России, помогая им получать сведения о Тибете и наращивать своё влияние в этой закрытой стране. Агван Доржиев исходил из мысли, что сближение Тибета и России будет выгодно и тибетцам, и его родному бурятскому народу: Тибет будет защищён от угрозы со стороны Британии, а буряты смогут укрепить связи со страной, которую они считают своим религиозным центром.
Достигший успехов на политическом поприще бурятский лама принял на себя роль посредника между культурными мирами. Он ездил по странам Азии, распространяя там влияние Запада, и по Европе, знакомя её с культурой буддийского мира. В 1900 году Агван Доржиев провёл буддийское богослужение во Франции. Будучи одним из ярких представителей бурятской диаспоры в Петербурге, он добился разрешения на постройку там дацана. В 1915 году строительство было завершено. Также Доржиев много общался с калмыцкими буддистами — как и буряты, они принадлежат к монгольским народам, но из-за разделившего их расстояния буряты и калмыки мало взаимодействовали между собой.
Агван Доржиев внёс большой вклад в развитие бурятской литературы начала ХХ века. Как и другие выдающиеся ламы, он написал немало сочинений. Среди них — жизнеописание первого бурятского хамбо-ламы Дабма-Доржо Заяева и историческая хроника, в которой обосновывалось единство бурятского народа. В 1910 году Доржиев открыл в Петербурге издательство «Наран», которое стало издавать книги на бурятском языке. Он разработал новую письменность под названием «вагиндра» (так звучал санскритский псевдоним Агвана Доржиева, которым он подписывал свои сочинения). В её основу легли классическое монгольское письмо и калмыцкое письмо «тодо бичиг». В отличие от монгольского письма, которым пользовались тогда буряты, письменность Агвана Доржиева была приспособлена к особенностям звучания бурятского языка.
После революции 1917 года Агван Доржиев продолжил политическую деятельность, ко теперь сосредоточился на создании бурятской национальной государственности. Он стремился конструктивно взаимодействовать с новой советской властью, и в 1920 году вместе с Элбек-Доржи Ринчино провёл встречу с Лениным, на которой убедил его признать за бурятами право на автономию. После этого была создана Бурят-Монгольская автономная область, а позднее — республика.
В 1921 году Агван Доржиев написал свою автобиографию в стихах «Занимательные заметки. Описание путешествия вокруг света», где изложил незаурядную историю своей религиозной и политической деятельности.
К началу 1930-х годов советская власть стала проводить политику непримиримой вражды с религией и представителями старой элиты. Агван Доржиев оказался одним из тех людей, кто никак не мог вписаться в это новое общество. Как и многих других религиозных и политических деятелей того времени, его обвинили в покушении на советское государство и поместили в тюрьму, где он умер в 1938 году.
Агван Доржиев вошёл в историю бурятской литературы не только как автор, но и как персонаж ряда произведений. В романе Даширабдана Батожабая «Похищенное счастье» есть персонаж Туван-хамбо, прообразом которого послужил Агван Доржиев. Биографии этого выдающегося человека посвящён роман Цыдыпа Цырендоржиева «Вечного дня не бывает…» и пьеса Валерия Басаа «Представитель Далай-ламы».