Хоца Намсараев

Основоположник советской бурятской литературы. Автор произведений о распутных ламах, глупых богачах и хитрых бедняках.

Писатель, которого сегодня все знают как основоположника новой бурятской литературы, был родом из Кижинги — местности, где давно существовала традиционная бурятская книжность. Будучи ребёнком, Хоца обучился грамоте у местного знатока монгольской письменности. После этого он с большим интересом стал читать книги, которые в то время можно было найти в бурятских улусах.

После революции Хоца Намсараев становится учителем в Верхне-Кижингинской школе. Тогда по всей Бурятии возникали самодеятельные театры. Один из них как раз организовал Хоца Намсараев. В 1919 году он осуществил постановку собственной пьесы «Темнота». Её сюжет был типичен для бурятской просветительской драматургии. У одной бурятской семьи заболел сын, и родители зовут на помощь лам. Те берут щедрую плату за свои услуги, но не могут вылечить мальчика. Тогда родители приглашают врача, и он помогает их сыну выздороветь.

В 1920-е годы Хоца Намсараев выступает как бурятский советский поэт. В своих стихах он восславляет новый общественный строй и даёт резкий отпор идеологическим противникам. Большим достижением на творческом пути писателя стала сатирическая поэма «Рассказ гэлэна Бадмы», развивающая уже ранее затронутую им тему двуличия и цинизма бурятских лам — поскольку в те годы началась широкая кампания по борьбе с религией, подобные произведения стали очень востребованы.

Также Хоца Намсараев продолжал писать пьесы. Его драматические сочинения 1920-х годов оставались несложными по структуре, а их идейная направленность сводилась к критике старой жизни через смех над бывшими господствующими классами и сочувствие угнетённым. Так, в пьесе «Оракул Дамби» высмеивается лама, который создал себе репутацию прорицателя, а на самом деле просто обманывает своих прихожан.

В последующем Хоца Намсараев внесёт большой вклад и в развитие бурятской прозы. В 1930-е годы выйдет его сборник рассказов «Так было» и повесть «Цыремпил», посвящённые несправедливостям дореволюционной жизни. В повести «Однажды ночью» Намсараев затронет актуальную тогда тему борьбы с противниками советской власти в бурятских колхозах. В 1950 году писатель представит публике роман «На утренней заре», основанный на сюжете повести «Цыремпил». Этот роман — второй в бурятской литературе — повествует об участии бурят в революции.

Немало ещё будет написано стихотворений и поэм. Отдельную страницу в творчестве Хоца Намсараева составят его обработки народных эпических сказаний-улигеров «Аламжи-мэргэн», «Сагаадай-мэргэн», «Дуудэй-батор».

В области драматургии самым заметным творением Хоца Намсараева станет написанная в 1943 году пьеса «Кнут тайши». В ней показана жизнь хоринского тайши Ринчин-Доржо Дымбылова, который сначала прославился тем, что принял христианство и обрёл крёстного отца в лице самого российского императора, а спустя время украл деньги степной думы и, чтобы скрыть своё преступление, совершил поджог.

К концу жизни Хоца Намсараев станет общепризнанным классиком. Благодаря тому, что его творчество всегда откликалось на требования официальной идеологии и в то же время находило признание у народа, Намсараев будет окружён и официальными почестями, и любовью читателей и прочно войдёт в историю как основоположник советской бурятской литературы.
1889–1959
Произведения автора
«Рассказ гэлэна Бадмы»
Связанные статьи